Субстанция, Корали Фаржа и Другой человек, Аарона Шимберга
Барбингеймер года. Незапланированный крупными студиями, потому что сделанный независимыми, да и вообще случайный. Но не увидеть связь между сатирическим боди-хоррором француженки Фаржа о попытках стареющей звезды Голливуда (Деми Мур) остаться релевантной и сатирическим боди-хоррором американца Шимберга о попытках начинающего актера с нейрофиброматозом (Себастиан Стэн) обрести уверенность в себе сложно. Субстанция с ее светлым поп-артовым антуражем и феминистическим посланием здесь Барби. Другой человек с его мышиной палитрой и настоящей деформацией лица — Оппенгеймер. Более жутким выглядит фильм Шимберга, но обе работы подходят к темам восприятия себя, восприятия обществом нас, экзистенциальных пещер, в которых мы живем, с исчерпывающей уверенностью и энтомологической безжалостностью.Яса. Сергей Маслобойщиков
Яса — третья полнометражная художественная работа сценографа, сценариста, драматурга, театрального режиссера, актера и кинорежиссера Сергея Маслобойщикова. Ее показали в рамках нынешнего Одесского кинофестиваля, и она рискует уйти в небытие, как говорится, из-за своей незрительскости. С прокатом фильмов собственного производства у нас действительно беда: даже потенциально народная комедия Уроки толерантности по халатности дистрибьютора показала в прокате очень скромные цифры.Но считать Ясу незрительской совсем неверно. Возможно, перед нами один из лучших украинских фильмов. И один из самых интересных с точки зрения сюжета. В ленте рассказывается история двух женщин — представительниц двух разных поколений — Анны и Дарки, судьбы которых связал их сын и парень Даня. События происходят в 2015-м. Даня погиб на Революции Достоинства в 2014-м. Его мать и девушка пытаются понять, как это произошло, и кто виноват, и поскольку Анна прошла путь от активистки первого Майдана до коррумпированной решалы, а Дарья — от активистки второго Майдана до солдата ВСУ, их выяснение отношений выходит за рамки личного и касается остросоциального.
Это кино о другой стране. Мы в ней жили, но многое забыли. Особенно про вот этот контрапункт мечтателей против прагматиков. Революцию Достоинства делали мечтатели и именно они потом шли в армию добровольцами. Привели же нашу страну к 2014-му прагматики, которые по состоянию на 2004 также были мечтателями. Маслобойщиков исчерпывающе закрывает очень важный мотив в истории нашей страны. Расставляет все по полочкам, если хотите. И делает это методами поэтического, театрального, мало на что похожего кино. Будто Меланхолию Триера снимает Майкл Манн. Уникальная картина.
Бруталист. Брейди Корбет
Скорсезе года. Не в плане, возможно, тем, а в плане метода погружения в прошлое и извлечения оттуда чего-то важного и актуального сейчас. Ну и да, Бруталист — это кино, которое длится три с половиной часа, и в процессе приятным образом разорвет ваши эстетические и интеллектуальные рецепторы вдребезги.Эдриен Броуди играет венгерского архитектора еврейского происхождения с гениальным именем Ласло Тот, который после освобождения из нацистского концлагеря приезжает в США по приглашению своего кузена. Они пытаются сделать бизнес вместе, но кузен оказывается обычным жлобом, и Ласло оказывается буквально на улице, пока его не подбирает американский олигарх Гаррисон (Гай Пирс). Тот также жлоб, но прячет это за накоплением денег и комплексов по материнской линии. Капиталист нанимает художника на работу: построить в честь матери мавзолей дефис торговый центр.
Художник же строит нечто, отражающее не просто его горький опыт, но и травмированное видение послевоенного мира. Получается у обоих памятник компромисса между заказчиком и исполнителем. Где-то рядом страдает жена Тота Эржебет (Фелисити Джонс).
Kneecap
Мастер-класс по культурному сопротивлению. В полнометражном художественном дебюте англичанина Рича Пеппиатта рассказывается история североирландской хип-хоп группы Kneecap (сленговое слово, означающее повреждение коленной чашечки в качестве наказания) — тройки матерящихся гопников, наркоманов и талантливых рифмоплетов, которые читают на ирландском о воссоединении Ирландии, чем ужасно раздражают политиков и развлекают (и пробуждают) молодежь.Сюжет фильма во многом вымышленный (например, замечательная линия с Майклом Фассбендером), но играют здесь ребята самих себя и получается у них аутентично, динамично, щемяще и смешно. Так, если бы Курган и Агрегат были бы гораздо более дикими и сыграли бы в фильме о себе, который бы снял Лукич.
Присяжный номер 2. Клинт Иствуд
Как бы кто ни любил в кино именно визуальную часть, но фильмы — это в первую очередь истории. И 94-летний Клинт Иствуд — один из лучших пока живых рассказчиков. И это касается не только того, как он выбирает поставить ту или иную сцену, или какой он выбирает темп для своего фильма, но и как он относится к людям и демонстрирует их моральные дилеммы. Без цинизма, с вниманием и надеждой.Николас Холт играет Джастина — обычного парня, чья жена вот-вот родит и чья жизнь соответственно сделает определенный поворот. Но сначала Джастину надо отдать гражданский долг и занять место среди жюри присяжных. Дело вроде бы простенькое: парень с девушкой поссорились в баре, девушка по дороге домой погибла, парень — единственный подозреваемый, его надо быстро закрыть и разойтись по домам. По факту же все здесь не просто, и большой поворот ждет Джастина не только в связи с беременностью жены.
Где проходит грань между преступлением, за которое надо наказывать, и случаем, на который можно закрыть глаза? У Присяжного № 2 телевизионная, не премиальная картинка, но такие истории сейчас так гуманистически не рассказывают и к таким выводам зрителя не подводят. Иствуд — еще и лучший американец.
Соперники. Лука Гуаданьино
Итальянец Гуаданьино на наших глазах стал трудоголиком не хуже Ридли Скотта. Соперники — один из двух фильмов режиссера, из тех, что вышли в 2024-м (второй — Квир), на очереди уже отснятый триллер с Джулией Робертс После охоты, далее — Американский психопат.Что же касается Соперников, то сделать амальгаму из спортивной драмы, эротической мелодрамы и психологического триллера такой пробивной развлекательной силы — значит быть на пике формы. Вдобавок Гуаданьино — пример автора, который реализуется во многом благодаря соавторам: вибрации Трента Резнора и Аттикуса Росса, монтаж на грани безумия Марко Кошты, перверсивный сценарий Джастина Курицкеса, Зендея, О’Коннор, Фейст здесь сделали не меньше чем режиссер.
Эмилия Перес. Жак Одиар
Мюзикл года. Жанр специфический, в нем очень редко случаются интересные свершения, ну и развлечение это во многом сугубо американское. Возможно, поэтому у француза Одиара с его сторонним видением иностранца, но симпатией к чисто американским жанрам (вестерн Братья Систерс) получилось сделать неожиданно увлекательное кино.Многообещающе уже на этапе синопсиса: наркобарон Хуан хочет сменить профессию и пол и нанимает адвокатессу Риту, чтобы та занялась бумажной работой; весь этот процесс обращает на путь искупления и самого Хуана (уже в теле Эмилии Перес), и его бывшую жену Джесси, и адвокатессу Риту.
То, что в руках почти любого американского режиссера прошло бы по разряду повесточного кино, у Одиара приобретает сырую, грубую силу и красоту, некий музыкальный спин-офф сериала Во все тяжкие.
Фуриоза: Безумный Макс. Сага. Джордж Миллер
Экшн года. 2024-й не то чтобы радовал нас классным экшном, но Фуриоза не затерялась бы и в гораздо более хлебные годы.За сложным названием скрывается предыстория императрицы Фуриозы, которую в фильме Безумный Макс: Дорога гнева играла Шарлиз Терон. Здесь ее молодую версию играет Аня Тейлор-Джой. Она проходит по стопам библейского мифа о потерянном рае и вместе с Крисом Хемсвортом (накладной нос!) и неожиданно Томом Берком показывает нам, что пути назад уже нет.
Только вперед. Видение Джорджа Миллера должно быть воплощено. Москва станет Бензоградом, Киев — Патроновском, Вашингтон — Цитаделью, которая будет переходить из рук в руки.
Зла не существует. Рюсуке Хамагучи
Японец Хамагучи продолжает удивлять широтой таланта. Если его предыдущая работа Сядь за руль моей машины (четыре номинации на Оскар, один — международный) была насыщенным сюжетом и хронометражем фильмом, то Зла не существует — коротенькая, свободно дышащая история о волшебном своей природой и людьми, которые ее охраняют, сельском комьюнити, в котором хотят построить туристическую аттракцию с отвратительным названием глемпинг.Ловушка. М. Найт Шьямалан
Бог его знает, намеренно ли М. Найт Шьямалан вкладывает в свои фильмы все то, что в них так интересно раскапывать. Режиссер давно нашел свой киноязык, в рамках которого как будто ведет метафорический диалог со зрителем, с реальностью за пределами кино. Как будто он и здесь и там одновременно. Как будто главный герой его последнего триллера Западня в тщательном, полном разыгранных по нотам нюансов исполнении Джоша Гартнетта в своих попытках уйти от погони, выскочит с экрана и побежит на улицу. На реальную улицу.История, которую здесь рассказывает Шьямалан, не страшная, но захватывающая игрой актера и жанровым мастерством автора. Она в какой-то довольно размытый во времени момент перестает быть жанровой и становится притчевой. Притчей о человеческом опыте, о том, что ты в первую очередь один на один с собой в этой жизни. И об обреченном стремлении к свободе.